Профессиональные справочные системы для специалистов
Тел: (8342) 33-34-30 E-mail: cntd-saransk@mail.ru
430034, Республика Мордовия, г.Саранск, ул. Лодыгина, д.3, оф.220 (Здание АУ "Технопарк Мордовия")
21.12.2021
Досрочное прекращение банковской гарантии влечет обязанность банка возвратить деньги за оставшийся срок

     ООО (истец) обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с Банка (ответчик) неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами.

     Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, требования истца были удовлетворены. Арбитражный суд Московского округа постановлением от 10.12.2021 N А40-90126/2021 оставил судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
    
     Как установлено судами, заявлением о присоединении общество присоединилось к Договору о предоставлении Банком независимых (банковских) гарантий в рамках продукта "Электронная банковская гарантия". Банк выдал обществу Банковскую гарантию, в соответствии с которой Банк, как Гарант, обязался уплатить Бенефициару (АО) по его первому требованию сумму или суммы неустоек, штрафов, пеней, компенсации реального ущерба, а также сумму аванса в случае неисполнения и/или ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по договору, в том числе обязательств по возврату аванса. Комиссионное вознаграждение за выдачу банковской гарантии оплачено истцом Банку.

     АО в одностороннем порядке отказалось от договора, в обеспечение исполнения которого была выдана Банковская гарантия, и от прав по предоставленной Банковской гарантии. В связи с вышеизложенным общество обратилось к Банку с требованием возвратить часть уплаченного им комиссионного вознаграждения за предоставление Банковской гарантии в спорной сумме. Поскольку возврат не был произведён, истец обратился в суд с настоящим иском.

     Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 368, 378, 1102 ГК РФ, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании неосновательного обогащения.

     Суды указали, что по смыслу положений статьи 368 ГК РФ и пункта 8 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", выдача кредитной организацией банковской гарантии представляет собой банковскую операцию, то есть оказание определенного рода услуг, за которое принципалом выплачивается банку соответствующее вознаграждение. Финансовая услуга выдачи банковской гарантии заключается в принятии банком-гарантом на себя всех рисков и обязательства обеспечивать обязанности другого лица - принципала перед третьим лицом-бенефициаром в течение всего срока действия гарантии.

     Значение банковской гарантии заключается именно в пользовании ею и сохранении обязательств по ней после даты ее выдачи. Положения статьи 368 ГК РФ не могут толковаться как устанавливающие обязанность принципала выплатить вознаграждение гаранту лишь за факт выдачи гарантии, и, следовательно, как дающие право гаранту взимать вознаграждение за период, когда обязательство банка, возникающее из выданной банковской гарантии, прекратило свое действие.

     Таким образом, существенным условием банковской гарантии является ее обеспечительная функция, в отсутствие которой банковская гарантия теряет юридическую силу.

     Комиссионное вознаграждение рассчитывается исходя из всего периода пользования банковской гарантией, выплачивается именно за пользование банковской гарантией в течение срока, на который она выдана, а не только за факт ее выдачи. Оплате подлежит фактический срок действия Банковской гарантии. Услуга по выдаче банковской гарантии является длящейся, а не единовременной.

     Досрочное прекращение банковской гарантии влечет обязанность банка возвратить деньги за оставшийся срок, поскольку при таких обстоятельствах удерживаемые банком денежные средства в отсутствие обязательств и, как следствие, правовых оснований, являются его неосновательным обогащением и потому подлежат возврату.